Система была выбрана Заказчиком НПП «Цифровые радиотехнические системы», (г. Санкт-Петербург). I этап внедрения системы был начат в январе 2016 г. и закончен в марте 2017 г.

Визитная карточка Заказчика
Научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы», г. Санкт-Петербург:
  • Динамично развивающаяся компания-разработчик и производитель радиотехнического оборудования для управления воздушным и наземным движением. Выпускаемое оборудование способствует повышению уровня безопасности полетов гражданской авиации, а также обеспечивает увеличение пропускной способности аэропортов и трассовых зон.
  • Применяет новейшие технологии, ориентируется на передовые технические решения в проектировании радиотехнических систем и создает высокотехнологичное оборудование, полностью отвечающее вызовам своего времени. Компания наращивает научный и производственный потенциал для решения проблем рационального использования воздушного пространства и обеспечения безопасности полетов за счет внедрения высокотехнологичного цифрового радиооборудования.
  • Постоянно совершенствует свои продукты и сопровождает их в течение всего жизненного цикла.
Визитная карточка Исполнителя
Научно-технический центр «Конструктор», г. Москва.
  • Имеет 28-летний опыт работы в САПР индустрии, разработки практических решений для машиностроительных, энергетических и добывающих предприятий.
  • Ведет разработку и внедрение решений PLM и осуществляет полный цикл работ по внедрению и обслуживанию информационной системы PLM-класса «Союз-PLM» (разработчик – ООО «Програмсоюз», г. Санкт-Петербург).
  • Разрабатывает собственные комплексные решения для создания интерактивных электронных технических публикаций, систем мониторинга и систем информационной поддержки эксплуатации на всех этапах жизненного цикла изделия.
  • Собственный учебный центр, работающий с 1991 г.
О PLM-системе
Союз-PLM – современная система для поддержки управления жизненным циклом сложных производственных и промышленных объектов. На платформе Союз-PLM построены эффективные отраслевые решения для предприятий машиностроения, приборостроения, строительной отрасли, гидроэнергетики и ряда других.

Система позволяет решать ряд задач:
  • Организация инженерно-технического документооборота согласно требованиям ГОСТ ЕСКД, СНИП и/или иным отраслевым нормам и правилам.
  • Организация процессов архивирования и хранения электронного архива документации.
  • Организация защищенного доступа к информации.
  • Коллективная работа с инженерными данными, в том числе в прикладных системах класса САПР.
  • Планирование, управление и контроль за выполнением проектов производства.
  • Организация в составе общей PLM-системы подсистем класса управления нормативно-справочной информацией (НСИ).
  • Организация в составе общей PLM-системы подсистем класса сопровождения технологической подготовки производства (ТПП).
Решение этих задач достигается за счет:
  • Модульной структуры системы. Расширение функциональности возможно в любой момент без останова основных сервисов системы.
  • Наличие полнофункциональных модулей поддержки управления НСИ, управления программами и проектами, управления ТПП, поддержки эксплуатации и ряда других.
  • Наличие сконфигурированных «под ключ» отраслевых конфигурационных модулей.
  • Высокоэффективных инструменты конфигурирования системы по индивидуальным требованиям Заказчика.
  • Полнофункциональной система управления рабочими процессами (workflow).

Уровень автоматизации Заказчика «как было»
Необходимость внедрения единой системы управления возникла как результат таких проблем, как:
  • Отсутствие единая информационная система, связывающая всех участников процесса (количество систем – 8).
  • Дублирование источников информации.
  • Непрозрачность систем.
  • Затрудненный поиск информации, за счет отсутствия единого централизованного хранилища.
  • Разделение организации НПП ЦРТС по признаку использования автоматизированных систем.
  • Отсутствие автоматизированной система технологической подготовки производства.
  • Отсутствие общей система планирования.
Основными бизнес-требованиями Заказчика были:
  • Снижение издержек, времени проектирования и производства.
  • Повышение качества КД, ТД и выпускаемой продукции.
  • Формирование единого информационного пространства предприятия, аккумулирующего все производственные данные.
  • Автоматизация управления основными бизнес-процессами производства.
Предложение Исполнителя «Как должно быть»
После проведения детального обследования предприятия была разработана функциональная архитектура будущей информационной системы (эскизный проект): В качестве платформы для реализации ИС была выбрана система «Союз-PLM». Что послужило основанием для выбора:
  • Система позволяет быстро разрабатывать прототипы классов информационных объектов, что является серьёзным преимуществом при разработке ИС по спиральной модели.
  • Изменение информационной модели данных возможно «на ходу» - без останова основных сервисов системы, что незаменимо при доработке системы, уже запущенной в эксплуатацию.
  • Система имеет модули интеграции с рядом САПР, использующимися на предприятии.
  • Система имеет в «коробочной» версии поставки подсистемы управления НСИ и ТПП.
  • Быстрота и относительная дешевизна разработки новых модулей интеграции.
В качестве системы управления складом и продажами на предприятии используется система 1С УПП. В рамках проекта внедрения PLM-системы было принято решение о синхронизации данных между двумя ИС в части работы отдела материально-технического обеспечения:
  • Создание заявки на обеспечение.
  • Согласование заявки на обеспечение.
  • Поставка позиции на склад.
  • Перенос позиции в актуальный состав изделия с учетом аналогов.

Полученная схема ИТ-ландшафта показана на Рис. 1.

Рис. 1. Схема ИТ-ландшафта «как должно быть»
Реализация функциональных модулей Системы
Настройка модуля управления рабочими процессами (WorkFlow)
Выполнено создание и настройка рабочих процессов согласно требований заказчика. Выполнена привязка рабочих процессов к определённые информационным сущностям системы, при помощи средств конфигурирования дополнительно выполнено:
  • Изменение прав доступа к информационным объектам, задействованным в рамках рабочего процесса при переходе процесса с одного этапа на другой.
  • Изменение состояния жизненного цикла объектов.
  • Автоматическое перемещение объектов из одного каталога в другой.
  • Автоматическое создание ряда информационных объектов.
Образцы некоторых созданных рабочих процессов показаны на Рис. 2, Рис. 3. Перечень созданных рабочих процессов:
Общие РП
  • Согласование заявки на открытие проекта.
  • Выполнение задания.
  • Запрос в тех. поддержки.
Согласование комплекта документации
  • Согласование с разработчиком.
  • Согласование комплекта документации.
  • Согласование нормоконтролем.
  • Отклонено нормоконтролем.
Отдел материально-технического снабжения и планово-диспетчерский отдел
  • Корректировка дублирования.
  • Согласование заявки на обеспечение.
  • Согласование изменения заявки на обеспечение.
  • Сопровождение заявки на закупку.
  • Утверждение замены аналогом.
  • Передать аналог.


Рис. 2. Образцы некоторых созданных рабочих процессов


Рис. 3. Фрагмент перечня запущенных рабочих процессов в Системе
Заполнение и настройка Классификатора ЕСКД
Классификатор ЕСКД содержит описание классов изделий и картотеку децимальных номеров изделий, основного и вспомогательного производства предприятия, систематизированную и иерархически организованную, в соответствии с классами продукции, изготавливаемыми предприятием.

Модуль выполняет следующие функции:
  • Ведение картотеки децимальных номеров выпускаемых предприятием изделий.
  • Автоматическое формирование децимальных номеров новых изделий.
  • Контроль уникальности новых номеров и соответствие их нормам, принятым на предприятии.
  • Организация авторизованного доступа к классификатору.
В рамках проекта внедрения выполнено:
  • Ввод позиций классификатора согласно перечня Заказчика.
  • Ввод алгоритма присвоения обозначений согласно требованиям Заказчика.
Настройка подсистемы НСИ Радиоэлектронные детали (РД)
Подсистема НСИ РД представляет собой совокупность БД радиоэлектронных изделий в виде информационных объектов Союз-PLM, унифицированные процессы наполнения и заимствования изделий из БД, а также инструменты интеграции БД в ППО.

Подсистема выполняет следующие функции:
  • Ведение перечня информационных объектов в виде сущностей библиотеки стандартных компонентов.
  • Поддержка унифицированных процессы наполнения и заимствования изделий из БД.
  • Предоставление доступа к единой БД НСИ из ППО посредством модулей интеграции БД НСИ в ППО.
В рамках проекта внедрения выполнено:
  • Выполнено наполнение БД НСИ РД по данным производителей ЭРИ вручную, а также автоматизированным способом, на основе существующей БД.
  • Разработана функциональность по поддержке аналогов, с согласованием и заранее утвержденных, на основе типа и параметров элемента.
  • Обеспечено согласование записей со всеми заинтересованными службами предприятия.
  • Выполнена настройка интеграции с САПР OrCAD
Интерфейс некоторых функциональных компонентов БД НСИ РД показан на Рис. 4, Рис. 5.
Рис. 4. Интерфейс модуля интеграции БД НСИ в САПР
Рис. 5. Представление БД НСИ в клиентском приложении Союз-PLM
Модуль организации и управления закупками
Данный модуль представляет собой вновь разработанную функциональность по требованиям Заказчика.

Назначение модуля

Модуль «Организация и управление закупок материально-технических ресурсов» предназначен для управления данными связанными с непосредственным обеспечением деятельности отдела Закупок (отдела материально-технического снабжения, ОМТС):
  • Управление данными по определению потребности расхода и закупки материалов, комплектующих, оборудования и других материально-технических ресурсов.
  • Сбор данных, необходимых для дальнейшего составления плана закупок материально-технических ресурсов и оптимизации снабженческих затрат предприятия.
  • Автоматизация определенных операций в рамках выполнения сотрудниками должностных обязанностей в процессе материально-технического обеспечения, связанных с взаимодействием с контрагентами предприятия.
Основные функциональные возможности:
  • Определение потребности, расхода и закупки материалов, комплектующих, оборудования и других материально-технических ресурсов.
  • Обсуждение возможностей поставок на основе выявленных и зафиксированных потребностей в ресурсах.
  • Управление данными, которые могут быть использованы для дальнейшего составления плана закупок материально-технических ресурсов.
  • Организация закупок материально-технических ресурсов в рамках реализации в системе «Союз-PLM» рабочих процессов, оптимизация снабженческих затрат.
  • Ресурсное обеспечение собственного производства,
  • Интеграция с ERP системой предприятия (1С УПП) – передача состава изделия в 1С, передача данных по складским запасам из 1С в Союз-PLM.
Интерфейс некоторых функциональных компонентов модуля показан на Рис. 6.


Рис. 6. Интерфейс некоторых функциональных компонентов модуля
Результаты внедрения системы «Союз-PLM»
Внедрения системы «Союз-PLM» привело к следующим результатам:
  • Создание общего информационного пространства предприятия.
  • Поддержка на уровне информационной системы проектного подхода к разработке и производству.
  • Управление разработкой конструкторской и технологической документации.
  • Формирование общего электронного состава изделия на основе данных различных САПР (Компас, SolidWorks, Inventor, OrCAD).
  • Внедрение общего для предприятия НСИ с интеграцией БД НСИ в интерфейс используемых САПР.
  • Организация закупки на основе заявок на производство изделий и их составных частей. Согласование аналогов и замен.
  • Повышение эффективности поиска информации, частичное исключение дублирования.
  • Снижение рисков получения недостоверной информации, устаревших версий документов.
  • Существенное снижение рисков потери важных производственных данных за счет использования единого защищенного хранилища на выделенном безопасном ресурсе.
Пути дальнейшего развития информационной системы предприятия
По результатам внедрения и опытно-промышленной эксплуатации Системы у представителей Заказчика и Исполнителя сформировалось видения развития Системы в направлениях:
Формирование базы данных и знаний предприятия
Формирование, надлежащее обслуживание и управление базой данных и знаний предприятия позволит достичь:
  • Снижение зависимости от человеческого фактора.
  • Возможность быстрого старта (возобновления) проекта.
  • Выполнять модернизацию изделия на основе опыта эксплуатации.
Интегрированная логистическая поддержка
Технологии ИЛП включают в себя:
  • Электронный формуляр и интерактивные руководства
  • Контроль качества и мониторинг технического состояния
  • Планирование и мониторинг проведения технического обслуживания и ремонта.
Применение технологий ИЛП позволит повысить ресурс изделий за счет повышения качества, культуры эксплуатации и своевременного проведения ТОиР.
Автоматизированный обмен данными с заказчиками и контрагентам
Технологии автоматизированного обмена данными включают в себя:
  • Обеспечение доступа к PLM-системе извне сети предприятия.
  • Интеграцию на уровне информационных систем.
Применение технологий автоматизированного обмена данными позволит:
  • Исключить ошибки, связанные с передачей неактуальной информации.
  • Обеспечить управление контрактным производством.

Организация:
Научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы», г. Санкт-Петербург
Проект:
Цель проекта: